Священное Писание о войне и воинском служении – Виктор Писоцкий, студент 1 курса ЕДС

Публикации

В нашу современность вопрос о том, как человек должен относиться к войне и воинскому служению, не перестает быть актуальным в свете тех мнений, которые исходят от нынешних протестантских общин и иных носителей пацифистской идеи. Представители различных христианских и псевдо христианских конфессий высказываются против использования оружия как такового и ведения войн, даже оборонительного характера.

Для начала я хотел бы уточнить, что имеется в виду под термином «пацифизм». Пацифизм означает политику или доктрину, отказывающуюся от войны и всякой формы насильственного действия в качестве способа разрешения конфликта, в особенности при международных делах. Если «мир» означает в общем смысле ту ситуацию, где не употребляется насилие, а существует покой, «пацифизм» стремится достигнуть такого положения, в котором отсутствует (военный) конфликт между государствами.

Если мы обратим свой взор на ход человеческой истории, то увидим, что никогда не было такого времени, когда не происходило пролитие человеческой крови. И самое интересное то, что чем ближе к современности, тем масштабнее и бесчеловечнее становился характер самих воин.

Поэтому идея пацифистов, на мой взгляд, является утопией. Ибо для того, чтобы не было нужды в применении оружия при разрешении тех или иных конфликтов либо международного, либо внутригосударственного характера, необходимо, чтобы эти конфликты не возникали вообще. А это невозможно в человеческом обществе, которое повреждено в своей собственной духовной составляющей. Соседние народы всегда смотрели и будут смотреть в ту сторону, где есть изобилие земных благ. Поэтому конфликты неизбежны. К ним нужно быть готовым, к чему и призвана армия любого государства мира.

Безусловно, что для христианина война является великим бедствием и злом, причиной которого служит греховное злоупотребление богоданной свободой. Убийство всегда рассматривалось и рассматривается как тяжкое преступление перед Богом, за которое в Ветхом Завете преступники несли суровые наказания1. Но, «признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством» [2, стр. 46-47].

Для того, чтобы правильно понять в каких ситуациях человек имеет право применять оружие и другие элементы ведения войны, обратимся к Священному Писанию.

В ветхозаветных книгах можно найти множество свидетельств того, как Господь Саваоф2, дает указания еврейскому народу о том, что нужно истребить местные языческие племена. Особо ярко мы видим это при завоевании «земли обетованной», которое описано в книге Иисуса Навина. Примечательно здесь то, что накануне этих событий народу Израиля был дан Синайский корпус законов, в котором шестой заповедью значился запрет на убийство3. В другом месте Писания говорится о том, как нужно готовиться к войне (Суд. 3:2), как выходить на войну (Числ. 10: 9), что необходимо делать после войны (Числ. 3: 19 и Втор. 31: 19). Без знания святоотеческих толкований на эти места Ветхого Завета человек светский может сказать хульную мысль о том, что Бог израильтян жесток и воинственен. Но эта мысль становится ложной как только мы коснемся истории израильтян. Долгие столетия евреи находились под влиянием язычников, находясь в египетском плену. Они были склонны к идолопоклонству и отступлению от истинного учения о Боге. Сосуществовать с воинственными народами, которые жили на территории тогдашней Палестины было просто невозможно. В любой момент эти народы могли напасть на Израиль и обратить его в свой культ.

При царе Израильском Давиде произошло множество войн с соседними народами. Эти войны длились на протяжении всей жизни царя, а территория Израиля расширилась далеко за пределы Палестины. Здесь можно видеть ту же причину – борьба с потенциальным врагом, путем применения силы. Но здесь можно заметить одну особенность. Когда царь Давид собрался строить храм Единому Богу, Господь не одобрил его намерения, обосновав это тем, что царь «пролил много крови и вел большие войны» (1 Пар. 22:8). Другими словами, даже если эти войны были необходимостью для народа Божьего, тем не менее они несли на себе печать смерти, что не благоугодно Богу.

В Священном Писании Нового Завета мы видим несколько иную картину (дополняющую ветхозаветную картину) относительно вопроса войны. Спаситель наш Иисус Христос сказал ученикам своим: «Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26:52). Согласно Основам Социальной Концепции РПЦ, «в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами»[2, стр.47]. В этих словах явно определены нравственные границы войны. То есть, война должна вестись по определенным правилам, что воин не должен терять собственного нравственного облика, забывая о том, что тот, с кем он ведет бой – тоже человек.

Характер ведения войны – вот тот показатель, который разрешает или запрещает той или иной стороне браться за оружие. Согласно Библии, война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою или желанием обогатиться за счет противоборствующего народа.

Относительно же воинства Господь сказал так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Этими словами Спаситель возводит воинское служение на высоту духовной «лествицы», говоря что это предел любви. Выше этой любви ничего не может быть. Господь показал нам пример такой жертвенной любви на Самом Себе, когда умер за весь род человеческий на Кресте. Он умер в ужасных страданиях для того, чтобы мы жили вечно. Из этого сразу становится видно, что негативное и презрительное отношение, какое имеет современное общество относительно воинского служения, является ошибочным. Ибо воины – это первые люди в государстве, которые станут на защиту рубежей своей Родины. Это те люди, которые ценой своей жизни будут бороться за то самое «чистое небо над головой».

Война за независимость своего Отечества, за сохранность жизни своих соотечественников всегда и везде являлась священной. В истории нашего народа известно множество случаев когда Церковь благословляла воинов на борьбу с врагом.

Когда Русь находилась под сильным гнётом монголо-татарского ига, когда народ изнемогал от тяжёлых экономических и социальных условий, длившихся уже почти полтора столетия, Дмитрий Донской сделал один из решающих шагов в возвращении своему Отечеству независимости. И на этот великий подвиг он и все его войско были благословлены преподобным Сергием Радонежским следующими словами: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

Рассматривая историю нашей Родины можно вспомнить события 16 века, когда святитель Макарий Московский написал в 1552 году пастырское послание царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе. В нем святитель призывает царя «со всем своим христолюбивым воинством хорошо, храбро и мужественно подвизаться с Божией помощью за святые Божии церкви и за всех православных христиан – против супостат твоих… твоих изменников и отступников, всегда проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви»

Другой пример, но уже 17-го века – благословление преподобным Иринархом Затворником Борисоглебским православного русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества — Космы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году.

Эти и многие другие примеры явно показывают, что Церковь на основе Священного Писания всегда была благосклонна к воинству и воинам, а войну рассматривала как необходимость в сохранности народа Божьего от посягательств иноверных и иноязычных народов.

Библиографические ссылки

  1. Библия. М.: Объединенные библейские общества. 1993 г.

  2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2000 г.

1 «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз…» (Исх. 21:23-24).

2 Кстати слово Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот) буквально означает «Господь Воинств».

3 «Не убий» (Исх. 20:13).

Перейти к содержимому