В МДА завершилась международная конференция “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”.
16 ноября 2023 года в Московской духовной академии завершилась осенняя сессия
Международной научно-практической богословской конференции
«Экзегетика и герменевтика
Священного Писания»
Конференция проводилась кафедрой Библеистики Московской духовной академии два дня: 15 и 16 ноября.
В первый день с докладами выступили преподаватели духовных и светских вузов, а также независимые исследователи. Во второй день были заслушаны доклады обучающихся.
Среди участников были представители Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской духовных академий, ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Саратовской, Коломенской, Николо-Угрешской, Рязанской, Калужской, Ярославской, Тобольской, Псково-Печерской, Костромской и Екатеринодарской духовных семинарий, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского, а также факультета православной теологии Бухареста.
Открылась конференция пленарном заседанием, в начале которого заведующий библейским кабинетом МДА и старший преподаватель кафедры библеистики протоиерей Александр Тимофеев озвучил приветственное слово ректора Академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла:
«Ваши Высокопреподобия, Преподобия, уважаемые преподаватели и студенты!
Поздравляю вас с открытием ежегодной осенней Международной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».
Целью нашей конференции является развитие отечественной православной церковной Библеистики, а также повышение уровня интереса к изучению Библии среди учащихся, как духовных, так и светских учебных заведений.
Один из первых Отцов Церкви священномученик Ириней Лионский (II в.) учил: «она (Церковь) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления: здесь (в Церкви) – чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходнейший дар любви, который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарований».
Именно этот постулат, указывающий на то, что вне Церкви невозможно никакое истинное понимание и истолкование Писания является стержнем всей последующей святоотеческой экзегезы и православной библеистики.
В начале XX века предельно чёткое определение данного постулата было дано профессором и ректором МДА священномучеником Иларионом (Троицким; 1886-1929) в работе «Священное Писание и Церковь»: «Священное Писание – одно из проявлений общей благодатной жизни Церкви. Оно – имущество церковное, драгоценное и бесценное, но имущество именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной. Только Церковь дает существование Писанию. Священное Писание не есть самостоятельная величина; его нельзя считать со-вне данным для Церкви законом, который она может исполнять и от которого она может отступать. Священное Писание явилось в недрах Церкви и ради Церкви». Именно поэтому стратегическим направлением деятельности современных кафедр Библеистики духовных академий и семинарий должно стать развитие сотериологического подхода в библейских исследованиях на базе соответствующей «богословской аксиоматики». Разумеется, нам необходимо и дальше поддерживать высокий уровень компетентных научно-богословских, культурно-исторических, филологических исследований, но важно помнить, что это лишь средство, инструмент. Цель – живая вера в Иисуса как Христа: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30–31).
В качестве напутственного пожелания всем участникам конференции плодотворной и успешной работы хотелось бы привести слова преп. Иоанна Дамаскина («Точное изложение православной веры»): «Исследовать Божественные Писания – дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо как древо, посаженное при потоках вод (Пс. 1:3), так и душа, орошаемая Божественным Писанием, утучняется и даёт зрелый плод – православную веру и украшается вечно цветущими листьями, то есть богоугодными деяниями. Ибо и к добродетельному деянию, и к незамутнённому созерцанию нас направляют святые Писания. Ибо в них мы находим призыв ко всякой добродетели и отвращение всякого зла. Итак, если мы будем любознательны, то будем и много знающими; ибо всё достигается усердием, и трудом, и благодатью Дающего. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:10). Посему будем стучать в прекраснейший рай Писаний, благоуханный, сладчайший, звучащий вокруг наших ушей всевозможными напевами умных богоносных птиц, касающийся нашего сердца и утешающий его в скорби, успокаивающий в гневе и преисполняющий вечною радостью; помещающий наш ум на сияющие золотом и пресветлые рамена божественного голубя (Пс. 67:14), и на блистательнейших его крыльях поднимающий вверх к единородному Сыну и наследнику Насадителя умопостигаемого виноградника (Мф. 21:38 и далее), и через Него приводящий к Отцу светов (Иак. 1:17)! Но будем стучать не нерадиво, а напротив того – ревностно и терпеливо; да не устанем стучать! Ибо тогда нам откроют… Почерпнём из этого райского источника неиссякаемые и чистейшие воды, текущие в жизнь вечную (Ин. 4:14)».
Затем с докладом на тему «Актуальность положений герменевтической теории Поля Рикера для Православной библеистики» выступил доцент кафедры библеистики священник Димитрий Барицкий. В докладе после ряда наглядных примеров отец Дмитрий рассказал о трех стадиях подражания (mimesis) в герменевтической системе П. Рикера: 1) отображение физической реальности в сознании; 2) мир μυθός и 3) отображение мира μυθός в сознании читателя. Раскрытие трех стадий mimesis и их актуальность в православной библеистике отец Дмитрий показал и доказал на примере отрывка из Евангелия от Луки (Лк. 1:1–4).
Вторым на пленарном заседании прозвучал доклад заведующего кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии Алексея Сергеевича Кашкина «Молитва, размышление или прогулка: для чего Исаак вышел вечером в поле (Быт. 24:63)?». В сообщении докладчик обращается к экзегетическому анализу Быт. 24, 63. Анализируя русские переводы данного фрагмента, Алексей Сергеевич констатирует, что исследователи расходятся относительно понимания мысли библейского повествования. В Масоретской Библии термин «lasuah», присутствующий в Быт. 24, 63, является hapax legomenon, а его перевод предполагает 12 вариантов понимания. Из таковых можно выделить четыре основных: 1) поразмыслить; 2) помолиться; 3) погулять; 4) излить свою скорбь перед Богом. Докладчик обращается к святоотеческой экзегезе и к исследованиям современной библеистики, что позволяет ему обозначить четыре основных направления в экзегезе данного фрагмента: 1) латинская Вульгата и западные переводы (кроме современных), а также святитель Амвросий Медиоланский понимают термин «lasuah» как «поразмыслить»; 2) представители иудейской экзегетической традиции понимают данный термин как «помолиться»; 3) святитель Амвросий Медиоланский (ещё один его вариант) и Авраам ибн Эзра данный термин переводят в смысле «погулять»; 4) Лексикон 1871 г., некоторые комментаторы XIX в. и Новая Вульгата предлагают понимать данный термин как «скорбеть, жаловаться», что согласуется с Быт. 24, 67. Таким образом, варианты «погулять» и «пожаловаться» докладчик понимает как наиболее вероятные. Однако вариант «пожаловаться, излить свою скорбь перед Богом» является более приемлем, учитывая контекст всей главы.
После пленарного заседания началась работа двух секций конференции. Доклады первой секции были представлены в Большом актовом зале МДА, а доклады второй — в Библейском кабинете. Всего в первый день был заслушен двадцать один доклад.
16 ноября в Большом зале МДА состоялось открытие второго дня конференции. Работу мероприятия предварило пленарное заседание, на котором доцент кафедры библеистики МДА протоиерей Георгий Климов выступил с докладом на тему: «Новозаветное учение об основных свойствах христианского брака (по творениям церковных учителей II — III веков)». Рассмотрев труды церковных учителей II — III веков, отец Георгий сделал вывод, что все древние свидетельства говорят о браке как о союзе, который в жизни христианина заключается только единожды. В браке плотское единение преобразуется в духовное, из чего вытекают принципы его нерасторжимости и неповторяемости.
По окончании пленарного заседания работа конференции также как и в первый день была продолжена в рамках двух секций — в Большом зале и в Библейском кабинете. Во второй день всего было заслушано двадцать шесть докладов.
По итогам конференции всем участникам были вручены сертификаты, а несколько докладов были отмечены особыми наградами — критическое издание Нового Завета под редакцией Эрвина Нестле, Курта Аланда; учебник греческого языка Ю. А. Шичалина в 3 ч., а также пряники с изображением Академии.
Со списком докладов можно ознакомится здесь:
I преподавательская часть, 15 ноября 9:00-14:00 Большой актовый зал
Приветственное слово: ректор, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Барицкий Дмитрий Сергеевич, иер., канд. богосл., доц. кафедр Библеистики и Богословия МДА. “Актуальность положений герменевтической теории П. Рикера для Православной библеистики”
Кашкин Алексей Сергеевич, канд. богосл., доц., зав. каф. Библеистики Саратовской ДС. “Молитва, размышление или прогулка: для чего Исаак вышел вечером в поле (Быт. 24:63)?”
9:40-14:00 Секция 1 Большой актовый зал
Тимофеев Александр Александрович, прот. зав. Библейским кабинетом МДА, доктор богословия (PhD). “Новейшие открытия в области библейской археологии за последние два года (2022-2023)”
Ириней (Пиковский), иером., преп. Сретенской ДС. “Техника перевода «псалмов восхождений» (Пс. 119-133) с древнееврейского на греческий язык”
Алексий Николаевич Раздоров, иер., канд. теол., доц. каф. Библ.-богосл. дисц., прор. по учеб. раб. Николо-Угрешской ДС. “Семантические особенности употребления συνείδησις в Пастырских посланиях апостола Павла”
Тимофеев Борис Юрьевич, прот., ст. преп. каф. Библеистики МДА. “Особенности мессианского пророческого откровения: взгляд блж. Феодорита Кирского”
Усольцев Дмитрий Евгеньевич, прот. канд. богосл., доц. каф. Библ., секр. Уч. сов. Саратовской ДС. “Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22): экзегетическое и историко-культурное измерение”
Ковшов Михаил Всеволодович, канд. богосл., доц. кафедр Библеистики МДА и Перервинской ДС, уч. секр. канд. дисс. сов. № 1 и пом. прорект. по восп. раб. МДА. “Проблема подлинности Пастырских посланий святого апостола Павла в критической библейской науке и ее решение в православной библеистике”
Александра (Мушкетова), мон., независимый исследователь. ” Опыт экзегетического анализа родословия Лк. 3, 23 для определения исторического имени отца Пресвятой Богородицы Марии”
Стрелов Владимир Сергеевич, ст. преп. Николо-Угрешской ДС. “21 глава Евангелия от Иоанна: символическое прочтение”
Медведева Анастасия Алексеевна, преп. ПСТГУ, доц. Костромской ДС. “Быт 3:22 в раввинистической и патристической экзегезе”
Викулов Андрей Сергеевич, диак. маг. библ., ст. преп. Рязанской ДС. “Следование за Христом как выражение ученичества в богословии Евангелия от Иоанна”
9:40-14:00 Секция 2 Библейский кабинет Академии
Змиёв Иван Дмитриевич. маг. библ., асп. каф. библ. МДА, преп. каф. Библ. и пом. прор. по восп. раб. Перервинской ДС. “Книга пророка Амоса: кто спасётся в народе Божием?”
Петровцев Аркадий Михайлович, прот., магистр. “Экзегетика книги Откровения для современного читателя”
Казанцев Иван Алексеевич, иер., преп. Тобольской ДС. “«Духовная герменевтика» в контексте смыслообразования: анализ основных подходов”
Серебряков Николай Станиславович, диак., канд. геол.-мин. н. ПСТГУ, доц. “«Исаии ныне пророка глас…»: о некоторых особенностях гимнографического использования текста Ветхого Завета”
Стефан (Селезнёв), иером., ст. преп., канд. биол. н. Псково-Печерская ДС. “Экзегетический анализ обращения γύναι в вопросе Господа нашего Иисуса Христа ко Пресвятой Богородице: «что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой» (Ин.2:4)”
Чеппель Антон Андреевич, преп. Калужской ДС. “Виды обращения к Священному Писанию в эпистолярном наследии преподобного Макария Оптинского на примере сборника: «Письма к благочестивой христианке»”
Кожухов Сергий Алексеевич, диакон, канд. богосл., доц. кафедр Библеистики и Богословия МДА. ““Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?” (Мф. 15, 3). Иудеи и толкование Иисусом Христом Ветхого Завета”
Волкова Анна Геннадьевна, канд. филол. н., руков. Межрегион. центр инф. безоп. “Средневековая библейская герменевтика как основа богословия: «Бревилоквий» Бонавентуры”
Сергеев Алексей Владимирович, свящ. канд. богосл., доц., СПбДА. “События “в приближении дня оного” по посланию к Евреям (Евр 6:7,8; 8:13; 10:9,15-17,25; 12:26-29)”
Малкина Алла Владимировна, III курс магистратуры ПСТГУ. “”Библейская археология” по трудам проф. СПбДА И.Г. Троицкого: актуальность методологии для современного богословия”
II студенческая часть, 16 ноября 9:00-14:00
Большой актовый зал
Климов Георгий (Юрий) Николаевич, прот., канд. богосл., доц. каф. Библеистики МДА, доц. каф. богословск. дисц. Сретенской ДА. “Новозаветное учение об основных свойствах христианского брака (по творениям церковных учителей II – III веков)”
Секция 1 Большой актовый зал
Костуев Эльдар Олегович, I курс аспирантуры МДА. “Дан.12.1,10-12 в контексте идеологической парадигмы Р.Ф. Унгерна фон Штернберга”
Шелест Артем Тарасович, II курс аспирантуры МДА. “Палеографические памятники книги Песнь Песней на славянском языке”
Спиридонов Кирилл Игоревич, диакон, II магистратуры МДА, ассистент Владимирской ДС. “Образы Древа Жизни и Древа Познания в сочинении преподобного Ефрема Сирина «О Рае»”
Титов Максим Сергеевич, священник, II магистратуры Саратов. нац. иссл. гос. унив. им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская ДС. “Адресаты 2 Ин. и 3 Ин. Кто такая «госпожа» (2 Ин. 1)”
Кудряшов Андрей Юрьевич, II магистратуры ОЦАД. “Анализ папских энциклик конца XIX – начала XX вв. на предмет методологии католической библеистики”
Кочнев Сергей Павлович, 4 курс Саратовской ДС. “Экклезиология послания апостола Павла к Ефесянам”
Николай (Павлов), иеродиакон, 4 курс Ярославской ДС. “Тропологический анализ кн. прор. Иеремии в святоотеческой мысли”
Обросов Роман Олегович, 4 курс МДА. “Психологическая герменевтика в западной библеистике”
Малютин Михаил Юрьевич, 4 курс Коломенской ДС. “Иродиане: происхождение названия и следы в истории”
Жуков Сергей Евгеньевич, 3 курс Калужской ДС. “«Библейский «день» в 1-й главе книги Бытие и его различное понимание”
Семенов Дмитрий Алексеевич, 3 курс Рязанской ДС. “Проблема датировки книги Иова”
Моисеенко Артур Вячеславович, 3 курс Калужской ДС. “Сравнительный анализ учения о покаянии в Ветхом и Новом заветах”
Лазурченко Анастасия Алексеевна, II магистратуры, Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского. “Экзегеза Грехопадения в иконографии”
Секция 2 Библейский кабинет Академии
модераторы: Виноградов Сергей Александрович, Абеленцев Пётр Владимирович
Конов Дмитрий Сергеевич, диакон, II курс магистратуры МДА. “Аллюзии на события Исхода в молитве Ездры за народ иудейский (1Ездр. 9:6-15, Неем. 9:6-38)”
Сысуев Игорь Сергеевич, иер., асп., Русская христ. гум. акад. им. Ф.М. Достоевского. “Суд Божий над Иудеей и Иерусалимом в пассаже 1:4-2:3 книги пророка Софонии”
Ширыхалов Андрей Олегович, свящ. III курс аспирантуры СПбДА. “Притчи о злых виноградарях (Мф. 21:33–41) и о брачном пире (Мф. 22:1–14) в комментарии Оригена на Евангелие от Матфея”
Лазурченко Спиридон Александрович, иерей, II магистратуры Донской ДС. “Библейские источники естественных прав человека, изложенные в книге Бытие”
Митрофан (Гавриш), иерод., II магистратуры МДА. “Значение понятия “оправдание” в послании к Галатам: традиционная православная экзегеза и “Новый взгляд на Павла” (“The New Perspective on Paul”)”
Раду Константин, асп. “”Царство Небесное силою берётся” (Мф. 11, 12)”
Пантюхин Ростислав Павлович, 4 курс Коломенской ДС. “Опыт толкования пророчества Даниила о 70-ти седминах в библейских исследованиях”
Скафтымов Николай Алексеевич, II курс магистратуры, Саратов. нац. иссл. гос. унив. им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская ДС. “Обоснование христианского патриотизма в послании святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 9:3)”
Шиповалов Иван Кириллович, 3 курс Екатеринодарской ДС. “Место и объем экзегезы евангельских сюжетов в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского (на примере первой песни канона четверга пятой седмицы Великого Поста)”
Жуликов Ярослав Олегович, 3 курс Саратовской ДС. “Жена пророка Моисея из Куша”
Романовский Никита Григорьевич, 3 курс Калужской ДС. “Особенности святоотеческого учения о Рае в контексте экзегезы Бытия II:8-25”
Шиншаков Алексей Андреевич, 1 курс Екатеринодарской ДС. “Влияние Четвероевангелия на формирование женского образа в христианкой Церкви”
Тимофеев Владислав Русланович, 2 курс Екатеринодарской ДС. “Идея предопределения в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 8:28-30) по трудам русских библеистов”
Пресс-служба МДА
[ngg src=”galleries” ids=”120″ display=”basic_thumbnail”]