Версия для слабовидящих

Cистема школьного образования в воззрениях святителя феофана затворника вышинского

Публикации

Система школьного образования в воззрениях святителя феофана затворника вышинского

THE SCHOOL EDUCATION IN THE VIEWS OF ST. ST. THEOPHAN THE RECLUSE

Диакон Артемий Прокопьев (Краснодар, ЕДС)

Аннотация. В статье рассматривается взгляд святителя Феофана Затворника Вышинского на систему школьного образования, современного святителю. Поднимается проблема значения воспитательной стороны в системе школьного образования, которое по мнению святителя должно не только обучать ученика знаниям, но и развивать все душевные способности, нравственно воспитывать и облагораживать его. На основе анализа творений святителя Феофана, определяется его новаторство в области педагогики.

Annotation. The article discusses the view of St. Theophan the Recluse of Vyshinsky on the school system. The problem of the importance of the educational side in the school system is raised, which, according to Archbishop Theophanes, should not only teach the student knowledge, but also develop all mental abilities, morally educate and ennoble him. Based on the analysis of the works of Saint Theophanes, his innovation in the field of pedagogy is determined.

Попечение о нравственном состоянии детей и молодежи существовало в Церкви Христовой всегда и основывалось оно на словах Господа Иисуса Христа, читаемых в Евангелии: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Господь Иисус Христос сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное»» (Мф. 19, 13-14).

Письменное наследие святителя Феофана Затворника насчитывает порядка 170 работ различных жанров, таких как: догматическое, нравственное, литургическое богословия, аскетика, библеистика, гомилетика, педагогика, обширное эпистолярное наследие. Фигура святителя Феофана является знаковой для святоотеческой мысли Русской Православной Церкви на протяжении всей ее истории и безусловной одной из доминант богословской мысли XIX столетия. Исследованию письменного наследия святителя посвящено немало научных трудов авторов прошлого столетия и последних десятилетий, неподдельным интересом которых пользуются все области творений святителя Феофана.

В настоящем докладе мы обратимся к трудам святителя Феофана в области педагогики. Нами будет произведена попытка исследования взгляда святителя на систему школьного образования, высказанного им в середине XIX столетия, и актуальности его педагогического мнения для современной системы образования. Основной труд, в котором излагаются педагогические воззрения святителя, – «Путь ко спасению» [1]. В книге изображен идеал истинно христианской жизни и путь, ведущий к его достижению. Несомненно, что этот путь был проделан самим автором, что изложенное им в книге есть результат его жизненного подвига. Высшая и последняя цель человеческой жизни, по мысли святителя, есть общение с Богом. Путь к ней — вера с хождением по заповедям Господним [2].

В указанном труде святителя Феофана, наряду с изложением его учения о домашнем, семейном воспитании ребенка, мы встречаемся с затрагиванием проблемы современного святителю школьного образования и с его педагогическим постулатом о том, что школьное образование не должно ограничиваться научением, давать только знания, но в первую очередь заботиться о душе ребенка, о воспитании в нем духовных начал, о его духовном развитии и облагораживании сердца.

Эта мысль красною нитью проходит по всем его сочинениям, в которых затрагиваются педагогические аспекты. Автор неоднократно повторяет ее, подробно развивает и авторитетно доказывает. Характеризуя состояние школьного обучения, на практике почти исключительно занятого обогащением и дрессировкой одного ума, святитель Феофан с грустью остроумно замечает, что человек, получивший его, подобен бездушной и холодной статуе с огромною головою, сидящей на коротком, тощем туловище и на микроскопических хрупких ногах. Чтобы компенсировать эту односторонность, святитель настойчиво рекомендовал поднять и усилить в школах значение нравственно-воспитательного элемента и, в частности, христианских начал. «Главное – держать во все время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа … Вместе с этим надо направлять все от временного к вечному, от внешнего к внутреннему, воспитывать чад Церкви, членов Царствия Небесного» [3].

Из всех целей школьного образования святитель подчеркивает две основных и единственно истинных на его взгляд – «просвещение ума и образование сердца». Просветить ум, по мысли святителя, значит донести и заложить в учениках онтологические понятия христианского вероучения –  преподанное нам Церковью откровение Господа нашего Иисуса Христа, и особенно важно: «не изобретать ничего, взять готовые уже Божественные истины и напечатлеть их в умах детей, а потом на них, как на основаниях, построивать все здание ведения, или всю совокупность наук» [4]. Что касается «образования сердца», святитель так поясняет свою мысль: «это значит возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать их в чувства и расположения, возвести в начала и правила жизни» [5]. Но в процессе так называемого развития образования сердца педагог может столкнуться с проблемой развития не только положительных качеств души воспитанника, но и вместе с ними и порочных, присущих падшему естеству плевел. Оттого святитель и говорит, что не все надобно развивать, но что-то подавлять и искоренять, руководствуясь единственным критерием истинны – Церковью Христовой. «Божественная благодать, – по слову святителя Феофана Затворника, – сообщаемая таинствами Церкви, проникая внутрь нас, разделяет сродное нам от не сродного, и, соединяясь с первым, укрепляет его и оживляет, а последнее – иссушает и истребляет его» [6].

Итак, мы видим, что путь спасительного для душ учеников школьного образования неразрывен с жизнью Церкви, по мнению святителя. Наставники должны в первую очередь заботиться не о передачи информации ученикам с целью научения их различным знаниям, но уделять первоочередное внимание их вовлеченности с сакраментальную жизнь Церкви, процессу их воспитания и духовного взращивания на ниве Христова учения. «Если в таком порядке будет вестись обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высилась над всем во внимании обучаемых, и по образу знания, и по духу преподавания, то нет сомнения, что положенные в детстве начала не только будут сохранены, но и возвысятся, укрепятся и придут в соразмерную зрелость. А как это благодетельно!» [7].

Идея воспитывающего обучения стала популярной в педагогике лишь в последние годы XX столетия, и суть ее заключается в том, чтобы школьное образование не только обучало ученика знаниям, но и развивало все душевные способности, нравственно воспитывало и облагораживало его. Удивителен тот факт, что святитель Феофан Затворник почти на столетие опередил развитие педагогической науки и, будучи профессором Санкт-Петербургской духовной академии, настойчиво проводил в своих лекциях идеи педагогической системы нравственно воспитывающего обучения. Исследователь жизни Феофана Затворника П.А. Смирнов отмечает, что, по мнению святителя, «всякая здоровая русская школа, к какому бы типу она ни принадлежала и какие бы науки в ней ни преподавались, должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности» [8]. Святитель Феофан в своих воззрениях на религиозность школы вовсе не имел в виду, что все науки должны преподаваться в религиозном ключе, в том числе, к примеру, математика и другие технические предметы. Вовсе нет. Несомненно, что под религиозностью школы святитель подразумевал необходимость первоначального преподавания основ христианской веры, нравственных истин и только на этом фундаменте возможность строить дальнейшее преподавание различных дисциплин.

Таким образом, мы заключаем, что святитель Феофан в своих педагогических взглядах является педагогом-новатором, который одним из первых заговорил о достоинствах воспитательной системы школьного образования, опередив развитие педагогической мысли в нашей стране и не только почти на столетие. И, на наш взгляд, изучение наследия святителя Феофана Затворника и руководство им должно быть неотъемлемой частью системы православного школьного образования в силу его актуальности и душеспасительности.

Примечания:

  1. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. // Письма христианской жизни. // Поучения. – М.: Лепта, 2002. 454 с.
  2. Евгений Шестун, прот. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2002. С. 150.
  3. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 45.
  4. Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения государыни императрицы Марии Александровны (о воспитании детей в духе христианском. Просветить ум и образовать сердце можно только в Господе Иисусе, получая сверхъестественную помощь в Церкви Божией, в святых ее таинствах и всех освятительных учреждениях) // Слова к Тамбовской пастве. Т.1. Б.и., 1861. С. 21.
  5. Там же. С. 22.
  6. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Печоры: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 254.
  7. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С. 9.
  8. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского затворника. Репринт. Изд-во «Синтагма». 1997. С. 46.

Использованные источники и литература:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2013. — 2047 с.
  2. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Печоры: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  3. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. // Письма христианской жизни. // Поучения. – М.: Лепта, 2002. 454 с.
  4. Евгений Шестун, прот. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2002. С. 150.
  5. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского затворника. Репринт. Изд-во «Синтагма». 1997. С. 46.