13 ноября преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Михаил Ерёмин принял участие в международной научно-практической конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”, которая проходила на базе кафедры библеистики Московской Духовной академии.
С научным докладом “Тайна как эсхатологическое понятие в послании апостола Павла к Римлянам” отец Михаил выступил на преподавательской секции.
Доклад посвящен анализу отрывка послания к Римлянам, в котором говорится о тайне спасения Израиля (Рим. 11:25-26).
Термин «тайна» встречается в посланиях апостола Павла чуть более 20 раз и может означать как уже совершившиеся события, так и ожидаемые в будущем события, относительно наступления которых сохраняется некоторая тайна. Данный термин всегда имеет эсхатологический смысл. В докладе проводится анализ значений данного термина в Ветхом Завете, в иудейской литературе периода Второго храма. В целом «тайну» можно определить таинственную мудрость Божию, которая (а) была прежде времени (1 Кор. 2:7), (б) сокрыта до определенного времени (1 Кор. 2:8; Еф. 3:9; Кол. 1:26; Рим. 16:25, более позднее славословие), сокрыта в Боге, Творце всего (Еф. 3:9); в) раскрывается в мире в истории Нового Завета. Однако есть три места в посланиях, в которых говорится о тайне, не открывшейся всем людям (Рим. 11:25; 1 Кор. 15:51; 2 Фес. 2:7)
В первом и во втором случае апостол по сути говорит о тайне единения всех в эсхатологической перспективе. Это единение является тайной Суда Божия (рассмотреть пророческие тексты Ветхого Завета). Однако это единение имеет некоторые проблемы в ближайшем будущем. Ап. Павел в контексте 11 гл. послания к Римлянам настаивает на жизненно важном, продолжающемся значении Израиля в истории спасения, вопреки тенденциям среди христиан-язычников отстранять Израиль от любой дальнейшей роли в плане Бога. В Послании к Римлянам 11:25 тайна описывается как имеющая три части: (1) ожесточение охватило часть Израиля, (2) только до тех пор, пока не войдет полное число язычников, и (3) таким образом весь Израиль спасется. Каждая из этих частей должна рассматриваться сама по себе и в связи с другими.
В истории экзегезы возникает сложный вопрос, что подразумевать под фразой «весь Израиль».
На основе анализа экзегетической литературы можно сделать вывод, что идея спасения всего Израиля в этническом смысле этого слова была общепринятой на протяжении всей истории Церкви и истории экзегезы Священного Писания.
Пресс-служба Екатеринодарской духовной семинарии