Практика проведения «Комсомольского рождества» на Кубани

Публикации

В статье студента I курса магистратуры Коломенской духовной семинарии, старшего помощника проректора по воспитательной работе Екатеринодарской духовной семинарии священника Вячеслава Куприенко рассматривается история формирования и развития празднования «Комсомольского рождества» на Кубани. Причины введения «Комсомольского рождества», первый опыт проведения и развитие антирелигиозной пропаганды через данный праздник выводятся как основные задачи автора статьи. Приводится ряд исторических источников, свидетельствующих о факте перехода от массовых уличных демонстраций к научным диспутам. Автор анализирует частные примеры празднования в ряде местностей Кубани. Кульминационным моментом в праздновании «Комсомольского рождества» выступает «антирелигиозный карнавал», возвративший пропагандистов к истокам

Окончание Гражданской войны в Советской России позволило большевикам начать работу по освобождению советского населения от «гнета религии», «чтобы человек не нуждался в “утешениях”, которые дает религия»[1]. Важнейшей частью идеологической работы стала антирелигиозная пропаганда. Пропаганду начали вести еще во время Гражданской войны, и большевики использовали все доступные способы, так как законодательство было на их стороне. В 1918 г. были опубликованы декреты Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Статья 13 Конституции РСФСР 1918 г. также гарантировала полную свободу антирелигиозной и религиозной пропаганды. По мнению церковного историка Ольги Васильевой, государство при подготовке декрета не только не координировало свои действия с Русской Православной Церковью, но и принимало декреты вразрез с позицией Русской Православной Церкви. Вследствие чего последняя лишилась гарантий правовой защищенности, а церковная жизнь отделялась от жизни общества[2].

Активизация нового витка антирелигиозной пропаганды началась после публикации статьи Владимира Ленина «О значении воинствующего материализма»[3] в 1922 г. Главная задача «воинствующего материализма», по Владимиру Ленину, – переход от сугубо марксистских методов просвещения к самой различной атеистической пропаганде. Одним из типов такой пропаганды стало внедрение в жизнь массовых антирелигиозных мероприятий, частью которых были «Комсомольские праздники». Рассмотрим один из праздников – «Комсомольское рождество».

Первое «Комсомольское рождество» на Кубани было проведено 6 января 1923 г. По данным отчета областкома РКСМ, в празднике приняли участие около 150 человек[4]. Праздник начался с доклада, посвященного теме религии, в вопросно-ответной форме. После доклада участники праздника посмотрели пьесу «Рождество попа Сергия». Празднование «сочельника» продолжалось играми и плясками до глубокой ночи[5].

В сам праздник Рождества Христова, 7 января, комсомольцы прошли по городу с митингом, неся красные знамена, метлы и выкрикивали антирелигиозные лозунги. По окончании шествия демонстранты отправились на уборку города[6].

Первый опыт празднования «Комсомольского рождества» власть признала удачным, но некоторая часть верующего населения была оскорблена антирелигиозными уличными демонстрациями.

О результатах проведения праздника было доложено в Москву, и там на заседании антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) 17 января 1923 г. был озвучен отчетный доклад председателя комиссии Николая Попова. Он отметил, что «имеющиеся данные позволяют считать праздник <…> удавшимся, несмотря на целый ряд мелких и ненужных нетактичностей. В виде примера сошлемся на имевшие место в целом ряде городов остановки процессий перед церквами с шумными демонстрациями антирелигиозных чувств»[7]. С марта 1923 г. в клубах активисты ставили антирелигиозные спектакли. Основная тематика спектаклей – высмеивание Церкви и местных священников.

Первые изменения в праздновании «Комсомольского рождества» произошли в 1924 г. Во исполнение решения антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) весной 1923 г. на Кубани комсомольские праздники проводились без многолюдных митингов. Антирелигиозная борьба постепенно переходила с улицы в научные диспуты. Областком РКСМ постановил провести антирелигиозную кампанию, приурочив ее к праздникам. Примерные сроки: с 25 декабря 1923 г. по 10 января 1924 г. В циркуляре всем отпарткомам, райкомам г. Краснодара и отделкомам КСМ прописываются следующие действия при проведении кампании:

  1. Кампания должна носить преимущественно пропагандистский характер. Несерьезные выступления, лишенные научного обоснования, должны быть устранены.
  2. Все антирелигиозные выступления должны быть построены на агитации против догматов Церкви. Для этого их необходимо сопоставить с научными данными.
  3. Содержание намеченной кампании должно быть отражено главным образом в постановке научно-популярных докладов.
  4. Ни в коем случае не должны практиковать уличные демонстрации, открытые антирелигиозные действия «вроде сжигания богов, церквей и т. д.».
  5. Категорически запрещается устройство антирелигиозных диспутов.
  6. Особое внимание уделить проведению кампании в станицах. При необходимости послать туда подготовленных товарищей, знающих быт станицы.
  7. Накануне празднования Рождества в школах должны быть проведены собеседования с детьми на антирелигиозные темы.
  8. Рекомендуется провести по рабочим клубам циклы антирелигиозных лекций заблаговременно до праздников, поставив их в качестве подготовки к кампании.
  9. Настоятельно рекомендуется не гнаться за количеством докладчиков в ущерб содержательности докладов[8].

В первые годы проведения антирелигиозных праздников такие кампании чаще всего шли в городах. Нрав станичников мог не принять подобные акции, и их реакцию невозможно было предугадать. Однако в 1925 г. «Комсомольское рождество» попадает и в сельскую местность. Например, в ст. Березанской в 1925 г. «Комсомольское рождество» включало в себя доклад секретаря райкома ВЛКСМ «Комсомольское рождество и его значение». После доклада была представлена антирелигиозная пьеса «Непослушники». «В этот вечер на сцене также появился “поп”, который крестился, славил Христа и просил к празднику сала, колбасы и мерку с пудом зерна. Со сцены он уходил нагруженным корзиной с продуктами»[9]. По окончании пьесы на сцене читались антирелигиозные декламации и частушки. Завершился вечер пением и плясками. В ст. Нижегородской при Лесозаводе для партийной молодежи был организован спектакль «Рождество» и прочитаны тематические доклады[10].

По мере создания филиалов общества «Безбожник» в городах и станицах организация и проведение антирелигиозных и «комсомольских» праздников полностью сосредоточились в их руках. На 1925 г. в Краснодаре зарегистрированы более двадцати ячеек «Общества безбожников»[11]. Комсомольцы, несмотря на то что являлись первыми организаторами антирелигиозных праздников, с 1926 г. должны были во всем советоваться с «Безбожниками» при подготовке упомянутых выше праздников.

В 1926 г. в «Комсомольском рождестве» в Краснодаре впервые были задействованы различные организации. В подготовке и проведении праздника приняли участие: отдел народного образования, совет профсоюзов, окружное земельное управление, Красная армия, комсомол, пионеры и др. Кампания охватывала период времени с 24 декабря 1925 г. по 10 января 1926 г. Предваряла ее подготовка. Каждая заинтересованная организация проделывала всю подготовительную работу по двум направлениям:

  1. Пропагандистская подготовка масс к «Комсомольскому рождеству».
  2. Практическая организационная работа (подготовка вечеров, помещений, выставок и т. д.)[12].

Кубанский окрсовет Союза безбожников СССР выдвинул конкретный план по проведению «Комсомольского рождества»:

  1. Рождественские праздничные дни по новому стилю должны быть <…> для подготовки масс к кампании 25 декабря – в пятницу и 27 декабря – в воскресенье проходят по рабочим клубам лекции, беседы, обслуживающие 25 декабря – комсомольцев, молодежь, Красной армии и пионеров. 27 декабря – членов профсоюзов. После лекций желательно устройство концертов, спектаклей и т. д.
  2. 7 января 1926 г. в рабочих клубах проходят антирелигиозные вечера, обслуживающие взрослых членов союзов и их родственников.
  3. 9 января 1926 г. – в рабочих клубах проходят вечера, обслуживающие комсомольцев и остальную молодежь.
  4. 10 января 1926 г. – по районам проходят детские утренники.
  5. 10 января 1926 г. – по школам проходят антирелигиозные вечера для учащихся и молодежи.
  6. В Доме крестьянина (на Сенном) проходит клубный антирелигиозный вечер.
  7. В период времени с 25 декабря по 10 января в библиотеках открыты антирелигиозные книжные выставки. В клубе «Профинтерн» антирелигиозная выставка, в клубе «Пролетарий» – выставка ликвидации неграмотности, в санпросвете – «Уголок безбожников», в рабочих клубах работают уголки безбожников по вечерам[13].

Однако даже столь активные меры по вовлечению населения в борьбу с религиозными праздниками не смогли вытеснить их из быта местного населения. Так, в 1929 г. в ст. Пластуновской и хут. Новоленинском народ активно праздновал Рождество Христово. «Почти все дворы варили самогон. Пили все, от стариков до младенцев. Граждане ломали двери школы и бомбардировали камнями гостей, ехавших с пьяного хутора по домам»[14].

7 января 1930 г. на улицах Краснодара отмечался «антирождественский карнавал». Основное мероприятие проходило у Александро-Невского войскового собора, в здании которого открывался Дом культуры. Соборная площадь была загромождена демонстрантами. Одна из главных достопримечательностей в городе была «украшена» снаружи «лентами разноцветных огней», а изнутри плакатами, диаграммами, экспонатами и лозунгами, «наглядно рисующими зло религии». Над колоннами демонстрантов победно реял лозунг «Трактор в поле – конец Божьей воле!»[15]. А в Новороссийске рабочие вместо празднования Рождества вышли на рубку леса[16].

Таким образом, мы видим, что антирелигиозные праздники, и «Комсомольское рождество» в частности, дали свои плоды. Население максимально обрабатывалось антирелигиозной пропагандой. Но в 20-е гг. ХХ в. успех был минимальным, так как некоторые станицы продолжали активно праздновать Рождество Христово. Религиозные праздники больше не отмечали пышно и многолюдно, празднование перенесли в «катакомбы», но совсем вычеркнуть его из сознания кубанских людей не получилось. Только в 1929 г. официально Рождество Христово перестало быть выходным днем на территории СССР.

Источники и литература

  1. Бабич А. В., Рыбко С. Н. Непокоренные граждане вечности. Из истории православных приходов Кубани. 1920–1941 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/nepokorennye-grazhdane-vechnosti-iz-istorii-pravoslavnykh-prikhodov-kubani-1920-1941-gg/ (дата обращения: 14.03.2023).
  2. Воинствующие безбожники // Безбожник. 1930, №4. С. 5.
  3. Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/5206.html (дата обращения: 10.03.2023).
  4. Екатеринодар – Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / ред.-сост. И. Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.
  5. Конституции СССР и РСФСР (1918-1978). [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/ (дата обращения: 10.03.2023)
  6. Красное знамя. 1923. 13 января.
  7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. М.: Издательство политической литературы, 1970.
  8. Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе. 17 января 1923 г. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/28064 (дата обращения: 12.03.2023).
  9. ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 18. Л. 3-3 об.
  10. ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 20. Л. 8.
  11. ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92.
  12. ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92 об.
  13. ЦДНИКК. Ф. 10965. Оп. 1. Д. 20. Л. 30 об.
  14. Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 11.03.2023).
  15. Ярославский Е. М. Против религии и церкви. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932.

[1] Ярославский Е. М. Против религии и церкви. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932. С. 133.

[2] Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/5206.html (дата обращения: 10.03.2023).

[3] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45. О значении воинствующего материализма. М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 23-33.

[4] Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее – ЦДНИКК). Ф. 1992. Оп. 1. Д. 20. Л. 8.

[5] Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 11.03.2023).

[6] Красное знамя. 1923. 13 января.

[7] Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе. 17 января 1923 г. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/28064 (дата обращения: 12.03.2023).

[8] ЦДНИКК. Ф. 1992. Оп. 1. Д. 18. Л. 3-3 об.

[9] Цит по: Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 14.03.2023).

[10] ЦДНИКК. Ф. 10965. Оп. 1. Д. 20. Л. 30 об.

[11] Екатеринодар – Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / ред.-сост. И. Ю. Бондарь. Краснодар, 1993. С. 493.

[12] ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92.

[13] ЦДНИКК. Ф. 1998. Оп. 1. Д. 15. Л. 92 об.

[14] Цит по: Шаповалов С. Н. Практика проведения антирелигиозных праздников на Кубани в 1920-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-provedeniya-antireligioznyh-prazdnikov-na-kubani-v-1920-e-gg (дата обращения: 14.03.2023).

[15] Бабич А. В., Рыбко С. Н. Непокоренные граждане вечности. Из истории православных приходов Кубани. 1920–1941 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/nepokorennye-grazhdane-vechnosti-iz-istorii-pravoslavnyh-prikhodov-kubani-1920-1941-gg/ (дата обращения: 14.03.2023).

[16] Безбожник №4, 1930, С. 5.

Источник: Куприенко В. К., свящ. Практика проведения «Комсомольского рождества» на Кубани // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 83-88.

Перейти к содержимому