Версия для слабовидящих

Полковые священники на полях в Отечественной войне 1812 года – Михаил Шарипов студент III курса ЕДС

Публикации

Война 1812 года получила у современников почетное название Отечественной, так как в защите Отечества приняли участие все сословия русского общества. Русская Православная Церковь, являвшаяся духовно-нравственной основой империи, выполняла в этой войне направляющую роль. В своих проповедях священнослужители объясняли народу характер войны и призывали к мобилизации моральных и физических сил для борьбы с врагом. Военное духовенство укрепляло моральный дух и патриотические чувства регулярной армии, а приходское принимало активное участие в организации движения сопротивления на оккупированной территории.

Как известно, важным условием победоносности любой армии, наряду с военной подготовкой, является тщательно выработанный и сложившийся дух, когда эта армия, во-первых, ясно представляет себе предмет или идею войны, которую она ведет, и, во-вторых, когда она горит сильным желанием во что бы то ни стало победить своего врага.

Воспитание солдат осуществлялось путем укрепления у них веры в Бога, преданности царю и любви к Отечеству, что находило живой отклик в их душе, так как вполне соответствовало мировоззрению нашего народа.

Постоянные опасности, близость смерти, огромная напряженность военной работы требовали духовной поддержки для воинов со стороны пастыря церкви. Полковой священник утешал раненых, напутствовал умирающих, погребал убитых.

Являясь учителем и вдохновителем православного русского воинства, военный пастырь пользовался вполне заслуженным  авторитетом, который определялся, прежде всего, личным поведением. Случаев, когда иереи проявляли бесстрашие и личное мужество, в русской армии было немало. Мельникова Любовь Владимировна, кандидат исторических наук, в своей книге «Русская православная церковь в Отечественной войне 1812 года» сообщает, что в ходе исследования архивных материалов было выявлено более 200 полковых священников, принявших участие в боях на полях сражений, из них от ран и болезней погибло до 50 человек.

В качестве примера приведем краткие очерки о подвигах и интересных событиях из жизни священнослу­жителей, особенно отличившихся во время войны.

Моло­дой священник 19-го егерского полка отец Василий Васильковский (в 1812 г. ему было 34 года), храбрый и преданный своему делу, в первый раз отличился 15 июля, в сра­жении под Витебском. В разгар боя Васильковский был ранен в левую щеку. Рана получилась от рикошета ядра, ударившегося около священника в землю, которая, с осколками камней, засыпала его лицо. Не обращая внимания на кро­воточащую рану, отец Василий по-прежнему находился в гуще боя, повторяя солдатам, что они обязательно сломят неприятеля. Внезапно Васильковский почувствовал сильный удар в грудь. Пуля попала в середину креста, висевшего на его груди, но все же сильная контузия заставила священника покинуть поле сражения. Вскоре, еще не излечившись окончательно, он вернулся в свой полк, деля с ним тяготы и славу. Новый подвиг, совершенный Васильковским в бою под Малоярославцем, заставил о нем заговорить. Находясь впереди полка, своим наставлением и примером мужества Васильковский поощрял солдат поражать врагов и умирать бесстрашно за веру и Государя. Раненный в голову, он был вынесен с поля боя. По представлению М.И. Кутузова, император Александр I пожаловал Василию Васильковскому орден Святого Георгия 4-го класса.

Протоиерей Ахтырского гусарского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие со своим полком в походах и боях 1812-1814 годов. Верхом на лошади, Раевский ободрял полк, напоминал воинам о важнос­ти присяги, данной ими Церкви и Отечеству. Во время сражений он исповедовал и напутствовал умира­ющих, погребал убитых. За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля Раевский был награжден камилавкой и золотым наперсным крестом.

Протоиерей Московского гренадерского полка Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под пушечным огнем впереди гренадерской колонны, бывшей под начальством принца Карла Мекленбургского. Несмотря на сильную контузию бедра левой ноги, он остался в строю и продолжал службу, участ­вуя в освобождении территории России. Имя его увековечено на Бородинском памятнике 2-й грена­дерской дивизии.

В заключение отметим, что роль Русской Право­славной Церкви в Отечественной войне 1812 года была весьма значительной. Об этом свидетельствуют факты непосредственного участия представителей духовного со­словия в основных событиях 1812 года: русское православное духовенство проводило многостороннюю деятельность, направленную на орга­низацию борьбы с врагом, кроме того, оно заботилось о сохранении культурного достояния страны, значи­тельная часть которого была сосредоточена в храмах и монастырях. Без учета деятельности Православной Церкви изучение и понимание войны 1812 года представляется неполным и необъективным.

Благодарю за внимание!