Версия для слабовидящих

Некоторые аспекты монашеской экзегезы в творениях прп. Иоанна Кассиана Римлянина

Публикации

Имя преподобного Иоанна Кассиана небезызвестно для истории библейской герменевтики, ибо с ним связано появление герменевтического учения о четверичном числе уровней смысла Священного Писания[1]. Основоположником называть его следует потому, что он «из христианских толкователей первым изложил теорию четырех смыслов»[2]. Возможно, что у кого-то возникнет возражение в отношении самой возможности называть Кассиана основоположником, ведь Ориген еще раньше учил о трех смыслах. Ответить на это кратко можно так: Кассиан предпринял «опыт радикального переосмысления оригеновской концепции «трех смыслов» Писания»[3], и поэтому, невзирая на более раннюю систему Оригена, основоположником следует считать именно св. Кассиана. Более подробно об этом будет сказано ниже.

1. Структура смыслов.

Начать будет уместно с рассмотрения самой системы прп. Иоанна Кассиана. Как известно, главным образом эта система изложена прп. Кассианом в восьмой главе 14-го собеседования[4], в котором не сам Кассиан, а знаменитый тогда в египетской пустыни авва Нестерой (Nesterotis) излагает свое учение:

созерцательное знание, — говорит он, — разделяется на две части: на историческое (буквальное) толкование Св. Писания и духовное (таинственное) понимание… А роды духовного знания — тропология, аллегория, анагогия…

Таким образом, выделяются следующие уровни смысла Св. Писания[5]:

  • исторический, или буквальный: historicam (literalem)[6] interpretationem[7];
  • аллегорический — allegoria;
  • тропологический — tropologia;
  • анагогический — anagoge,

причем, как было заметно из цитаты, система на самом деле состоит из двух уровней, буквального и духовного. И уже духовный в свою очередь разделяется на три.

Если коротко обозреть каждый из них, то находим следующее. Относительно аллегорического смысла Нестерой Кассиана говорит, что это — раскрытие прообразовательного смысла, заложенного в буквальное повествование (типология), а «тропология, есть изъяснение нравственное, относящееся к исправлению жизни и деятельному наставлению», т.е. тропология — нравственно-аскетическое толкование. И, наконец, анагогическое толкование это восхождение от аллегории «к некоторым высшим и сокровеннейшим таинствам небесным» [8] (ad sublimiora quaedam et sacratiora coelorum secreta)[9]. Описывает его Нестерой не очень детально, но из всех описаний можно заключить, что это толкование раскрывает эсхатологические тайны и тайны небесного (невидимого, духовного) мира[10].

2.  Использование четырехчастной системы в творениях прп. Кассиана. Терминология.

В связи с этим учением возникает вопрос: а использовал ли сам прп. Иоанн эту модель, или же он всего-навсего слышал о ней от некоторых египетских отцов и ограничивается упоминанием о ней при этом никак не используя ее в своих творениях? Для этого необходимо обратиться к анализу латинского текста, в ходе которого определить частотность употребления вышеуказанных терминов.

Слово historica в его различных вариациях встречается в латинском тексте 7 раз, allegoria — 8 раз, tropologia — 4 раза, и anagoge — 5 раз[11].

Частотность такого порядка позволяет заключить, что св. Кассиан практически нигде не использует данные термины, за исключением тех мест, где он описывает саму герменевтическую систему, услышанную им от египетских отцов. Следовательно, данную систему он не применяет на практике, хотя само Писание он цитирует очень обильно. Если бы он практически использовал данную герменевтическую систему, то конечно же, где-нибудь еще в его творениях обязательно встречались бы эти термины (historicaallegoriatropologiaanagoge) или их вариации, чего не обнаружено.

Закономерно возникает вопрос: какую же герменевтическую систему использует св. Кассиан в своих творениях? В большинстве случаев святой отец использует двухуровневую систему[12]. Очень часто он цитирует Писание толкуя его в буквальном смысле. Причем там, где он возвышается над буквальным смыслом до духовного, не существует каких-то устойчивых терминов, но есть разнообразные обороты, которые постоянно варьируются. Примеры таких оборотов можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1. Терминология для обозначения духовного смысла.

  Латинский фрагмент перевод
1 secundum litteram,[13] spiritales sensus.[14] буквальное значение (смысл), духовный смысл
2 mundi huius secundum historicum sensum.[15] подлинный смысл этого исторического [повествования]
3 figuraliter,[16] figuralibus hostiis,[17] figura.[18] образно ,образно жертвы, образ.
4 mystice,[19] mysticum sensus.[20] таинственно, таинственный смысл
5 super exterminatione gentium spiritalium quae aduersantur Israheli mystice legimus designatum,[21] non secundum humilem litterae sonum, sed spiritaliter.[22] в духовном смысле; подобное нечто таинственное изображено; не в простом буквальном значении, но в духовном.
6 intellectualis Iacob.[23] умственного Иакова.
7 coelestem Jerusalem,[24] Sion spiritalis.[25] небесный Иерусалим, духовный Сион.
8 secundum tropicum sensum,[26] tropica significatione.[27] в иносказательном смысле; в переносном значении.

 

3.  Кассиан и экзегетическая традиция Оригена.

В заключение хотелось бы указать на характерные черты экзегезы Оригена и Евагрия в связи с экзегетической концепцией, которую передает Кассиан. Вполне вероятно, что та экзегетическая концепция, которую передает Кассиан, восходит к Оригену, тем более, что ученик Оригена Евагрий проживал тогда в Египте, так что даже сам Кассиан общался с ним[28], да и вообще немалая часть подвижников придерживалась учения Оригена[29]. Поскольку такие исследователи как Иоанн Квастен[30], протоиерей Георгий Флоровский[31] говорят о том, что Евагрий перенял систему библейской экзегезы от своего учителя, мы здесь рассмотрим только экзегетическую концепцию Оригена.

Согласно экзегетическому принципу Оригена, Священное Писание несет в себе три смысла:

  • телесный (буквально-исторический)
  • душевный (нравственно-назидательный)
  • духовный (таинственно-метафизический)[32].

Как видно, можно провести параллель с структурой смыслов Нестероя Кассиана: телесный смысл по Оригену соответствует буквальному смыслу по Кассиану, душевный — тропологическому, духовный[33] — аллегорическому, анагогическому. Однако следует сделать ряд замечаний, без учета которых данное сопоставление будет некорректным.

Во-первых, хотя Ориген и говорит о трех уровнях смысла, но душевный уровень он использует реже всего, да и вообще этот уровень у него, по мнению некоторых исследователей, не является вполне самостоятельным (т.к. не вполне ясен герменевтический принцип разделения), а является лишь ступенью к аллегории (духовному смыслу)[34]. Это  позволяет считать, в пределе, систему Оригена двухуровневой. Во-вторых, в системе Кассиана духовный смысл включает в себя, в отличие от системы Оригена, тропологию иерархически наравне с аллегорией и анагогией. В-третьих, анагогия у Кассиана не смешивается с аллегорией в рамках духовного уровня смысла, как у Оригена, но является отдельным типом смысла. В-четвертых, Нестерой Кассиана иерархически не разделяет вторую ступень, а лишь детализирует ее по содержанию, в то время как для Оригена важен иерархический порядок смыслов, его трехчастность[35].

Таким образом, система, изложенная Кассианом, логически более последовательная, более завершенная, более точная, нежели система Оригена. Также несомненно, что экзегетическая традиция, описанная в творениях прп. Иоанна Кассиана Римлянина является развитием экзегезы Оригена.

*          *          *

Итак, подводя итоги вышесказанному, нужно сказать, что:

  1. четырехчастная схема, которую излагает Нестерой прп. Кассиана построена на различении буквально-исторического (первый уровень) и нравстенно-аскетического, типологического и духовно-таинственного (второй уровень) смыслов;
  2. эта система является развитием экзегетической традиции Оригена (и Евагрия), отличаясь большей последовательностью, детальностью, логически более правильной;
  3. обращаясь часто к Священному Писанию сам Кассиан и его собеседники не придерживаются этой схемы. Чаще всего они пользуются типологическим толкованием, при этом отсутствует устоявшаяся терминология.

 

 Гнатовский, Алексей Олегович

преподаватель Екатеринодарской семинарии


[1] См.: Дронов М., прот. Анагогическое толкование // Православная энциклопедия. — М., 2001. Т. 2. С. 208.

[2] Десницкий А. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности // ВОСТОК (ORIENS). 2010 №2. С. 19; еще см.: Ancient Faith for the Church’s Future / ed. by Mark Husbands, Jeffrey P. Greenman. — Downers Grove, IL, 2008. P. 113; Soulen, Richard N. Sacred Scripture: a short history of interpretation. — Louisville, Kentucky, 2010. P. 97.

[3] Нестерова О. Е. ALLEGORIA PRO TYPOLOGIA. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. — М., 2006. С. 273.

[4] «Собеседования Египетских подвижников» (Collationes). Доступно в следующих изданиях: СPL. № 512; PL. 49. Col. 477-1328; CSEL. Vol. 13. P. 3-711; Jean Cassien. Conférences (I-VII), tome I // Sources chretiennes. — Paris, 1955. № 42; Jean Cassien. Conférences (VIII-XVII), tome II // Sources chretiennes. — Paris, 1958. № 54; Jean Cassien. Conférences (XVIII-XXIV), tome III // Sources chretiennes. — Paris, 1959. № 64; рус. пер.: Писания. 1993. С. 165-633.

[5] См. термины в русском переводе: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. — Сергиев Посад: СТСЛ, 1993. С. 425.

[6] PL 49. Col. 723C.

[7] PL 49. Col. 962C.

[8] См.: Collat. 14. 8.

[9] PL 49. Col. 963A-B.

[10] См.: Soulen, Richard N. Sacred Scripture: a short history of interpretation. — Louisville, Kentucky, 2010. P. 98.

[11] Thesaurus Patrum Latinorum. Thesaurus Iohannis Cassiani. — Brepols, Turnhout, 1992.

[12] Niederwimmer K. Zur Lehre vom vierfachen Schriftsinn bei Johannes Cassianus (Coll. XIV, 8) // Wiener Jb. für Theologie. — 2006. — Bd. 6. — S. 81.

[13] De inst. coenob. 8. 3, 4. PL 49. Col 326A, 327A; Collat. 8. 20, 21. PL 49. Col. 755A, 755B;

[14] Collat. 14. 10. PL 49. Col. 971A;

[15] Collat. 8. 7. PL 49. Col. 732A

[16] Collat. 6. 10. PL 49. Col. 657A;

[17] De inst. coenob. 3. 3. PL 49. Col. 123A;

[18] Collat. 3. 7. PL 49. Col. 568C;

[19] De inst. coenob. 7. 15. PL 49. Col. 304D;

[20] De inst. coenob. 3. 9. PL 49. Col. 145C;

[21] Collat. 4. 6. PL 49. Col. 590;

[22] Collat. 10. 3. PL 49. Col. 823B-C;

[23] Collat. 12. 11. PL 49. Col. 890A;

[24] De inst. coenob. 5. 17. PL 49. Col. 232;

[25] Collat. 12. 11. PL 49. Col. 890B;

[26] De inst. coenob. 8. 9. PL 49. Col. 339B;

[27] Collat. 7. 5. PL 49. Col. 673B;

[28] Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. — London, 1968. P. 8.

[29] См.: Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII. — Сергиев Посад, 1999. С. 144.

[30] Quasten, Johannes. Patrology. — Westminster; Maryland, 1986. Vol. III. P. 175.

[31] Византийские отцы V-VIII. — Сергиев Посад, 1999. С. 165.

[32] См.: Веприс И. Основные принципы экзегетической концепции Александрийской школы христианского богословия. Сравнительный анализ экзегезы её представителей. — Сергиев Посад, 2007. С. 16.

[33] См. описание духовного смысла у Сагарды: Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. — СПб, 2004. С. 585.

[34] См.: Веприс И. Основные принципы экзегетической концепции Александрийской школы христианского богословия. Сравнительный анализ экзегезы её представителей. — Сергиев Посад, 2007. С. 21.

[35] См.: Нестерова О. Е. ALLEGORIA PRO TYPOLOGIA. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. — М., 2006. С. 274-275.