Утрата милосердия как следствие воздействия психологии «общества потребления»

Публикации

Актуальность темы очевидна. Общество, в котором мы живем, деградирует, нравственные ценности попираются, равнодушие стало настолько принятой нормой, что такое понятие, как «милость», стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Получение прибыли, а не разумная созидательная деятельность человека становится сегодня движущей силой общества.

В человеческом сознании произошла ошибочная подмена доминанты развития – от духовности на материальные ценности. Господь сказал, что человек не может работать двум господам – Богу и мамоне. Поэтому результатом погони за материальным благосостоянием всегда является духовная деградация общества. А это приводит, в конечном итоге, к уничтожению в человеке Образа Божия, и превращению его в то существо, с которого началась эволюция, по мнению безбожного мира.

Более 2-х тысяч лет назад философ Аристотель справедливо заметил, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье — не в чувственных удовольствиях, а в достижении блага. А благо есть не наслаждение, а  добродетельная деятельность души. Выше всех других добродетелей –  мудрость – добродетель разумной части души. Только Бог вполне обладает этой добродетелью, поэтому высшей добродетелью человека является созерцание Бога. Таким образом, языческий философ определил, что блаженство дает только мудрость, а не практичность.

Сегодня, же, умами людей завладела философия потребления, а счастье для человека олицетворяется наличием материального достатка. В развитых странах в результате постоянного сокращения кадров, нехватки рабочих мест и распространения системы кредитов, которые надо отдавать, при потере работы человек теряет все, и потому становится зависимым от финансовой машины, которая диктует его поведение. Выживание ассоциируется с заработком, поэтому ради заработка человек готов на все, что от него потребуют. В современном обществе деньги становятся критерием выживаемости человека, оценкой его деятельности и благополучия.

Современная финансовая система не стоит и не может стоять на основании понятий положительной нравственности, и зависимость от нее приводит к тому, что способы получения денег уже не имеют значения. В суете люди забывают о необходимости своего духовного развития, и это ведет к их оболваниванию, деградации, упадку массовой культуры. Те, кому это выгодно, пользуются этим для манипулирования массовым сознанием, так как невежественных людей, не имеющих правильных нравственных идеалов, очень легко обмануть.

Доктор физико-математических наук Владимир Арнольд писал, что американские коллеги объяснили ему, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательный шаг ради достижения экономических целей. Дело в том, что образованный и начитанный человек становится более вдумчивым, а, следовательно, и худшим покупателем. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности, которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением как лишенным интеллекта стадом.

Исходя из этого, можно заметить, что доминанта материальных ценностей является той закваской, которая постепенно приведет общество к расколу, так как  порождает в сердцах людей зависть, ненависть и злобу. Не зря уже сегодня мы с тревогой  замечаем, что из нашей жизни уходят такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, а самое страшное, что они уходят из сознания детей, будущего нашей страны. Ведь воспитание в современной семье тоже отражает принцип потребления. Родители детям стараются предоставить все самое лучшее, чего сами были лишены в детстве. Дети же, не производя полезного труда, получают все готовое, требуя все больше и лучше. В них взращивается эгоизм и жажда потребления, жажда удовольствий, ради которых  трудиться они не готовы. Один писатель когда-то очень мудро заметил, что дети любят не маму с папой, а трубочки с кремом. Поэтому сегодня многие родители бьют тревогу: их дети относятся к ним не как к людям, а как к кошелькам. И психология общества становится таковой: хочу жить хорошо и в удовольствиях, но за которые не надо платить и трудиться. Это жизнь паразитическая, жизнь, основанная на принципе «ешь и пей, ибо завтра умрешь» (см. 1 Кор. 15:32).

К сожалению, в российском обществе сегодня  насаждается развязывание низменных инстинктов, культ насилия, разврата, стяжательства и т. д., ставших практически доминирующими в молодежной среде, да и не только в молодежной.

Все это – благоприятнейшая, питательная среда преступности, выражение крайнего грехопадения человека. Ложные ценности, презревшие христианскую духовность, порождают эгоизм, гордыню, честолюбие, человеконенавистничество, зависть, на почве чего никогда  не  возникнет сознание долга и ответственности, любви и жертвенности.

Если основным мотивом деятельности каждой личности  будет являться эгоизм, то преступление станет неизбежным, поскольку эгоистичные интересы людей постоянно сталкиваются и противоречат друг другу. Человек человеку становится волком, потенциальным противником.

И тут возникает вопрос, что делать? Ведь современное общество заражено идеей потребления, а никак не  заботой о ближнем, а значит, скоро могут возникнуть серьезные проблемы, которые приведут к тягчайшим последствиям. И ответ на этот вопрос дает Христос. Он призывает любить врагов и творить им милость, и через эти добродетели побеждать зло, которое царит в мире.

Но что есть милость? Сегодня идея милосердия часто становится данью моде, хорошему тону и престижу, делается расхожим понятием, постепенно утрачивающим изначальный смысл в формальных и даже подчас спекулятивных акциях, носящих порой развлекательный, публичный характер, рассчитанных на внешний эффект. В таком случае, как говорит св. Иоанн Златоуст, это «не есть уже дело милосердия, но тщеславия и жестокосердия, ибо, когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только есть не милостыня, но даже обида, ибо сим ты публично осмеиваешь брата своего». Ведь Господь призывает нас творить милостыню втайне, и свидетельствует нам, что творящий ее напоказ уже получает награду свою.

Ныне о милосердии толкуют на всех углах, причем безо всякого представления об объеме и характере той духовно-нравственной реальности, которая заключается в этом понятии. Но, открыв Священное Писание, мы видим такие слова: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6:36); «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Святой Праведный Иоанн Кронштадский говорил, что истинная  милостыня та, которая подается  от чистого и любящего сердца. «Милосердие есть любить (своих личных) врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч… Помни, что человек великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении в грех, есть немощное создание, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но и вместе переноси его немощи, слабости, страсти, проступки. – Люби ближнего своего – грешный грешного – как самого себя (Мф. 19:19)».

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение, злые они или добрые, все, кто в опасности имеют возможность спастись в пристани».

Великий сербский святитель 20 века Николай (Велимирович) говорил: «Если мы любим любящих нас, то мы торговцы, производящие обмен. Если мы творим добро только своим благодетелям, то мы должники, отдающие свой долг. А милосердие – не добродетель, которая отдает долги, но добродетель, которая постоянно дает в долг. И любовь есть добродетель, постоянно дающая в долг и не ожидающая возврата».

Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20:35) направляет человека на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее, так говорил уже Павел Флоренский.

Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности.

Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Василий Розанов определял милосердие как любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов.

По мнению славянофилов, русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему.

Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа. Но что сегодня происходит с народом? Посмотрим трезво на свое отражение в евангельских истинах. Имеем ли мы образ Христа, или же наш образ все более и более утрачивает черты Христовы под влиянием западного мирского духа, который не есть Христов. Отказавшись от краеугольного камня, от Господа нашего Иисусу Христа, и мечтая созидать идеальное государство и общество на ином основании – на основании гуманизма, западная цивилизация, как мы видим, терпит величайшее нравственное крушение. Западная цивилизация вновь пытается построить Вавилонскую башню, но башня эта имеет лишь привлекательные внешние стены – материальное благополучие, а внутри – мерзость запустения. Падение же этой башни будет весьма великое, как нам говорит об этом Откровение Иоанна Богослова (Откр. 18).

Сейчас происходит всемирное смешение культур и унификация ценностей: принцип толерантности подразумевает размытие не только культурных границ народов, но и самих коренных понятий добра и зла. Так что современному человеку становится крайне сложно, если он хочет, ответить сыну на простой вопрос: «что такое хорошо, и что такое плохо?». Эти строки были написаны в то время, когда еще была жива память поколений, русским духом дедушек, дышали внуки. Однако складывается впечатление, что в 20 веке напрочь выветрился Дух Христов из русского народа, и мы вновь стали на распутии, о котором говорит древнехристианская книга «Дидахи»: «Есть два пути – путь жизни и путь смерти». Кем хочет быть Россия? Невестой Христовой, или невестой мира сего? Россия – это каждый из нас, и выбор стоит за каждым из нас, но время стремительно приближается, и выбор становится делать все сложнее.

В заключение хочу привести слова Н.В. Гоголя: «Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, моляся в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему».

 

Хачатурян Давид,

студент 5-го курса ЕДС

Перейти к содержимому